Счётная палата рекомендует следить за действиями Росавиации в Домодедово

Счётная палата рекомендовала Министерству транспорта России взять под контроль действия Росавиации по строительству приаэродромных территорий аэропорта Домодедово (DME), принять меры по снижению стоимости незавершённых объектов федеральной собственности в аэропорту для их дальнейшего ввода в эксплуатацию и направить президенту информационное письмо о срыве сроков работ.

23 июля 2019 года ведомство опубликовало отчёт по итогам проверки эффективности расходования бюджетных средств на реконструкцию Домодедово.

Т-2

Инвестор (структуры владельца аэропорта Дмитрия Каменщика) за 38 миллиардов рублей построил новый терминал, но Росавиация не построила и не реконструировала перроны с системой светосигнального оборудования, инженерными системами и коммуникациями. В результате здание простаивает, а пропускная способность аэропорта снизилась на 35%.

Домодедово, согласно своей концепции «терминал под единой крышей», строит аэровокзал примыкающими друг к другу сегментами.

Новый терминал — это сегмент Т-2 площадью 239 000 квадратных метров. Он достроен и даже принимал пассажиров во время Чемпионата мира по футболу 2018 года, но работал в ограниченном режиме: так как посадка по телетрапам в самолёты из него невозможна (авиалайнер не может подъехать из-за отсутствия перрона), пассажиров доставляли к самолётам и от них на автобусах. Коммерческие объекты в терминале до сих пор не открыты.

Суммарная площадь активного Т-1 и нового Т-2 составляет около 500 000 кв. метров.

Аэропорту (структурам Дмитрия Каменщика) принадлежат пассажирские терминалы, топливно-заправочный комплекс и участки земли под аэропортом и вокруг него. В 2018 г. Домодедово (из отчёта аэропорта) получило 5,9 млрд рублей выручки от сдачи недвижимости в аренду, говорится. При этом запуск Т-2 должен увеличить площади под коммерческую аренду в 3,5 раза до 44 000 кв. метров.

Аэродром аэропорта находится на балансе ФГУП Администрация аэропорта Домодедово: вся аэродромная инфраструктура в России должна быть под контролем государства.

  Новый аэродром для малой авиации открыли под Томском

Вторая ВПП

В 2014 году Росавиация приняла решение о строительстве новой ВПП 14L/32R длиной 3 800 метров в 287,5 метрах северо-восточнее (параллельно) активной ВПП-2. Во время строительства действующая полоса продолжает работу, что позволяет уменьшить негативное влияние на пропускную способность аэропорта.

После окончания строительства новая ВПП получит обозначение ВПП-2, а бывшая ВПП-2 будет переоборудована в магистральную рулёжную дорожку.

Этапы строительства

Вторая полоса до сих пор не построена из-за банкротства подрядчика – АО Строительное управление №1 (СУ-1), предприятия МДС-групп Сергея Солодовникова:

  • в 2014 году контракт на строительство был заключён между Росавиацией (заказчиком) и СУ-1 (исполнителем);
  • 12,85 млрд — объём контракта;
  • 30 ноября 2016 года — предельный срок сдачи объекта;
  • в ноябре 2015 года Сергей Солодовников был арестован по подозрению в «мошенничестве, совершённом организованной группой либо в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 159 УК РФ) — нецелевом расходовании части аванса в 3,5 млрд рублей, выделенного на строительство полосы в Домодедово (позднее дело было закрыто);
  • на конец 2015 года отставание строительства полосы от графика составляло 13 месяцев, а СУ-1 находилось в первой стадии банкротства (под наблюдением); в это время вместо расторжения контракта Росавиация официально перенесла срок сдачи на 30 ноября 2017 года — в связи с тем, что «поиск нового подрядчика и повторное проведение конкурса займут слишком много времени»;
  • в феврале 2017 года ФГУП Администрация аэропорта Домодедово из-за продолжающихся задержек со стороны СУ-1 приняло решение о расторжении контракта, но руководитель Росавиации Александр Нерадько поручил ФГУПу «незамедлительно отменить» это решение;
  • в апреле 2018 года ФГУП снова собралось расторгать контракт, Росавиация снова отказала;
  • 16 ноября 2018 года контракт между Росавиацией и СУ-1 был расторгнут; в это время исполнитель уже находился на стадии конкурсного производства, а фактическую деятельность не вёл около полугода.
  Boeing 777-200

Промежуточный итог

Готовность всех объектов по бывшему контракту с СУ-1 составляет 43%,

Остаточная стоимость незавершённого строительства (по Счётной палате) 7,45 млрд рублей. Суммарная стоимость объекта выросла до 17,1 млрд рублей.

Срок сдачи перенесён на 2020 год.

при подготовке материала также использована информация ТАСС, Интерфакса и Ведомостей